И это сюзане – письмо моей любви...
01.03.2025
В узбекской литературе ХХ века особое место занимает творчество народной поэтессы Узбекистана Зульфии (1915–1996). Она не только ярчайшая представительница так называемой женской поэзии новейшего периода в узбекской литературе, но и поэт-лирик, способствовавший созданию «женской» поэтической школы в национальной литературе ХХ века.
Зульфия (Исраилова) родилась 1 марта 1915 года в Ташкенте. По окончании школы училась в женском педагогическом техникуме. С самого начала своего творческого пути она поняла, что «стихи становятся поэзией тогда, когда тысячи человеческих сердец признают их своими, – поэтому сердце всегда в пути».
В годы Великой Отечественной войны поэзия Зульфии зазвучала в полный голос. Она с самого начала своего творческого пути стремилась говорить от имени своих современниц, в годы войны такое обращение звучит особенно пронзительно. Русский поэт Владимир Луговской писал: «Стихи Зульфии занимают в военной поэзии Узбекистана совершенно особенное место». Помимо свойственного её поэзии проникновенного лиризма появляются и новые интонации. Это прежде всего гражданское, патриотическое звучание. По-новому она подаёт темы Родины, женской верности, любви. Если в начале тридцатых годов в стихах Зульфии был только внутренний мир влюблённой в жизнь лирической героини, то теперь многие понятия переосмыслялись:
На память о весне осталось сюзане.
Ладонью проведу
по шёлковому свитку
И, губы закусив,
в тревожной тишине
Во весь размах руки
разматываю нитку.
И, словно сквозь узор,
глядят глаза твои,
И на шелку стежки –
как строчки на бумаге.
И это сюзане – письмо моей любви.
О верности оно, о славе и отваге.
В годы войны Зульфия создала одно из своих лучших произведений – поэму «Фархадом звался он», посвящённую артисту Кабулу Кари Сиддикову, погибшему на фронте. Основываясь на жизни конкретного человека, поэтесса создаёт здесь образ настоящего воина.
Излюбленным образом Зульфии, проходящим через всё её творчество, становится образ Весны. И в раннем творчестве, и значительно позднее поэтесса обращается к теме пробуждения природы, когда всё вокруг обновляется, когда мир вновь покрыт яркими красками, когда в душе человека просыпаются прекрасные чувства:
О, как нужна мне в эти дни весна,
Подобно той, что в юности шумела!
Но снегом я теперь занесена,
Я – ветвь, подрезанная неумело.
А как нужна мне в эти дни весна!